
15 мая 2025

Юлия Александрова
Открытие первой линии в 1935 году стало настоящим историческим событием для столицы: всего за 3,5 года была построена 11,5-километровая линия с 13 станциями от «Сокольников» до «Парка культуры» и ответвлением на «Смоленскую».
В первый год в метро ездило около 177 тысяч пассажиров в день. Сегодня линии подземки протянулись через всю Москву — это самый популярный городской транспорт. С 2010 года количество станций выросло с 182 до 302!
В честь знакового события решили отправиться на необычную прогулку по станциям, названия которых пересекаются с городами России: «Калужская», «Смоленская», «Севастопольская» и другие. Они связывают Москву с другими регионами страны, напоминая о разных периодах истории, открытиях.
«Смоленская»
Арбатско-Покровская линия
Дата открытия — 5 апреля 1953 года в составе участка «Киевская» — «Площадь Революции». В оформлении станции отражена тема героической борьбы и побед русского народа над иноземными захватчиками. Название получила по Смоленской площади.

«Севастопольская»
Серпуховско-Тимирязевская линия
Станция начала работу 8 ноября 1983 года на участке «Серпуховская» — «Южная». Она расположена в южной части города, в районе Зюзино. Первоначально проектировалась как «Каховская», но была названа в честь упраздненного района. Путевую стену украшают небольшие мозаики, посвященные Крыму, Черному морю и флоту.

«Калужская»
Калужско-Рижская линия
Калужская станция метро расположена на юго-западе Москвы и была открыта 12 августа 1974 года. Названа в честь Калужского шоссе, по которому с XV века проходила дорога до подмосковной Калуги, родины К. Э. Циолковского. Уникальные барельефы на тему освоения космоса подчеркивают связь станции с наследием ученого.

«Тульская»
Серпуховско-Тимирязевская линия
Станция метро расположена в Даниловском районе на Большой Тульской улице, где с XVIII века начиналась дорога в Тулу. Открыта 8 ноября 1983 года. Путевые стены облицованы цветным мрамором «газган» с переходами от золотисто-розового до серо-черного, а свод украшен орнаментом с массивными ромбовидными светильниками.

«Новокузнецкая»
Замоскворецкая линия
Станция расположена в центре Москвы, в районе Замоскворечье, и открыта 20 ноября 1943 года. Около станции начинается Новокузнецкая улица, названная по Новой Кузнецкой слободе, находившейся в этом месте в XVII веке. Является объектом культурного наследия. Художественное оформление посвящено стойкости советского народа в годы Великой Отечественной войны.

«Курская»
Кольцевая линия
Станция находится на восточной окраине центра города в Басманном районе на улице Земляной Вал. Название по железнодорожному вокзалу, являющемуся началом дорог на Курск и Нижний Новгород. Дата открытия — 1 января 1950 год. Является объектом культурного наследия России.

«Рязанский проспект»
Таганско-Краснопресненская линия
Станция находится на восточной окраине Москвы. Открылась 31 декабря 1966 года. Название по пересекаемому проспекту, который раньше был началом старой дороги в Рязань. Станция построена по модифицированному типовому проекту: центральный пролет выполнен монолитным и имеет уменьшенную ширину.

«Волоколамская»
Арбатско-Покровская линия
Станция расположена на северо-западной окраине Москвы в районе Митино. Названа в честь одноименного шоссе, которое ведет в город Волоколамск. Была открыта 26 декабря 2009 года и является одной из самых необычных колонных станций мелкого заложения. В 2011 году проект стал победителем конкурса Союза московских архитекторов «Золотое сечение».

Узнать больше о развитии метро можно на экскурсиях от Музея транспорта Москвы.