Каким должен быть учебник по региональной истории для Москвы?
Москва
Учебное пособие
История

В столице обсудили концепцию учебного пособия по истории Москвы для школьников 5-7-х классов

Более 30 ведущих экспертов обменялись мнениями, каким должен быть учебно-методический комплекс (УМК) для нового курса истории Москвы, охватывающего три учебных года — пятый, шестой и седьмой классы.

24 октября в Научной библиотеке и мемориальном музее «Дом А. Ф. Лосева» состоялся круглый стол, посвященный актуальным проблемам преподавания нового курса «История нашего края» в основной школе и обсуждению концепции учебного пособия по истории Москвы для 5–7-х классов.

Организаторами мероприятия выступили Отделение Российского исторического общества в Москве, научно-образовательный союз «Родное слово» и Дом Лосева — научная библиотека и мемориальный музей. Участниками стали свыше 30 ведущих экспертов — историков, педагогов, методистов, руководителей столичных музеев, библиотек, вузов, архивов, а также представители Департамента культурного наследия города Москвы, Департамента образования и науки города Москвы, Мосгордумы и других организаций. 

На круглом столе была представлена концепция нового учебного пособия по истории Москвы, разработанная издательством «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА». Авторами будущего учебника выступили ведущие историки и методисты Московского городского педагогического университета (МГПУ):

  • Андрей Сорокин, начальник департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук, профессор, кандидат педагогических наук;
  • Анастасия Половникова, заместитель начальника департамента по развитию, профессор, кандидат педагогических наук;
  • Анна Козлова, старший преподаватель, кандидат исторических наук.

Также в работе над изданием принял участие Валерий Клоков, кандидат исторических наук, автор обучающей литературы и справочников для подготовки к экзаменам.

Председатель отделения Российского исторического общества в Москве, заместитель председателя Московской городской Думы Степан Орлов рассказал о предпосылках создания школьного курса по истории родного края:

«В течение многих лет мы говорили о необходимости введения в школьную программу курсов регионоведения. Эту позицию поддерживали и Российское историческое общество, и Московская городская Дума. Мы нашли единомышленников во многих организациях. Несколько лет назад Президент РФ поручил включить в основную программу средней школы курсы по истории родного края, и сегодня мы можем обсуждать уже готовую концепцию учебно-методического комплекса».

В дискуссии также принял участие председатель Правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев, который отметил:

«История — это именно та мировоззренческая наука, которая формирует всех нас с детства, и дальше будет формировать тех ребят, которые сейчас поступают в школы или уже учатся в них. В полной мере осмыслить курс отечественной истории, курс истории в целом, без знаний истории родного края, по большому счету, невозможно. Только знакомясь с примерами, которые близки тебе, твоему родному краю, селу, городу, улице, ты соприкасаешься с деяниями предков, что оказывало влияние на жизнь и твоих близких».

Андрей Сорокин подробно рассказал о процессе работы над учебно-методическим комплексом, о ключевых принципах, которые учитывал авторский коллектив, и о дальнейших планах. Он представил его структуру, варианты обложек, рубрик, заданий и иллюстраций, уделив особое внимание доступности изложения материала и визуальному оформлению. 

«В течение последнего года наш авторский коллектив, в который вошли представители вузовской науки, общего образования Правительства Москвы, большая группа редакторов и художников, разрабатывали учебно-методический комплекс „История нашего края. Москва“. Наша задача заключалась в том, чтобы по-настоящему заинтересовать школьника историей и современностью города, в котором он живет», — подчеркнул автор.

Председатель научно-образовательного союза «Родное слово», руководитель издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» Константин Деревянко рассказал о современной технологии лингвостатистической экспертизы учебников с применением ИИ-алгоритмов, которая помогает сделать текст максимально доступным для понимания детей разного возраста с учетом их знаний, объема словарного запаса. Кроме того, он отметил и инновационные подходы в создании учебного пособия для Москвы — специально разработанные ведущими экскурсоводами столицы маршруты, дополняющие учебный материал в курсе, а также важный методологический принцип этого УМК — музейную педагогику. 

«Музейная педагогика для нас — не просто дополнительный раздел, а ключевой методологический принцип, который пронизывает всё содержание будущего учебника. Мы рассматриваем её роль на трёх уровнях: мировоззренческом, содержательном и практико-ориентированном. Книга не должна быть единственным источником знаний, а скорее навигатором, который направляет внимание ученика к историческим объектам, окружающим его в повседневной жизни — на улице, в парке, на станции метро, в архитектуре родного города. Наша цель — чтобы, закрыв учебник, ученик продолжил „читать“ историю вокруг себя, осознавая, что прошлое — это не абстрактная категория, а живая часть его среды и личной идентичности», — пояснил Константин Деревянко.

В изучении истории родного края важна преемственность в образовательном процессе, поэтому в Москве уже с 2023 года реализуется проект «Моя Москва, горжусь тобой!» для первоклассников, а в текущем году пособие получают и второклассники. Этот метапредметный курс знакомит детей с родным городом на доступном для них уровне — через творчество, создание поделок, панорам, макетов, связанных с историей, культурой, современностью столицы.

«Уверен, что постепенно мы воспитаем поколение, которое не только успешно сдаст экзамены по истории, но и будет искренне любить свой город и разделять наши общие ценности», — отметил Константин Деревянко.

После конструктивной дискуссии, в которой прозвучало множество мнений и предложений по совершенствованию учебно-методического комплекса «История нашей края. Москва», Степан Орлов поддержал проект и выразил надежду, что уже в самое ближайшее время работа над учебным пособием будет завершена, и все московские школы получат современные, актуальные и интересные книги в библиотеки, а также выразил готовность провести презентацию уже готового УМК в стенах Московской городской Думы.

Справочно: Министерство Просвещения РФ ввело с 1 сентября 2025 года ввело в образовательную программу в российских школах новый курс «История нашего края», который будут изучать учащиеся 5–7-х классов. В 5 классе предусмотрено 34 академических часа для изучения истории края с древнейших времен до образования Российского государства или до вхождения края в его состав. В 6 и 7 классах по 17 часов. В 6-ом классе обучающиеся будут изучать историю региона в Средние века и Новое время (до ХХ века), а в 7-ом классе — Новейшее время (начало ХХ в. — настоящие дни).

Читайте также

Все новости
Все новости