
11 августа 2025
Интервью с клиническим и семейным психологом, инструктором инклюзивного, детского и юношеского туризма Татьяной Хозиевой.
Почему детям полезно путешествовать? Продолжаем разбираться в теме, и на этот раз мы расспросили об этом Татьяну Хозиеву. Она руководитель «Лаборатории канистерапии», клинический и семейный психолог, ведущий детских и подростковых групп, инструктор инклюзивного, детского и юношеского туризма, гид.

— Это не просто смена обстановки и развлечение. Для детей — это настоящая лаборатория жизни, формирующая гибкость мышления, широту взглядов и эмоциональную устойчивость. Так, погружение в другую культуру преодолевает языковой барьер и расширяет сознание ребенка. Юный путешественник учится уважать и понимать отличия, видеть ценность многообразия и критично относиться к стереотипам. Знакомство с разными людьми и их образом жизни формирует толерантность и эмпатию — качества, которые будут жизненно важны во взрослой жизни, где глобализация и межкультурное взаимодействие становятся нормой.

— А какие именно преимущества ребенок получает, посещая новые места?
— Путешествия пробуждают живой интерес к жизни и учат адаптироваться к новым условиям. Такой опыт развивает креативность, эмоциональный интеллект и способность видеть мир многогранным. Дети, путешествующие с раннего возраста, самостоятельнее сверстников, меньше боятся новизны, больше доверяют себе и своим ощущениям.
— А какую пользу приносят походы и активный туризм?
— Это формат поездок с особым воспитательным потенциалом. В них ребенок учится работать в команде, брать ответственность за себя и других, управлять своими ресурсами — физическими и эмоциональными — и самостоятельно решать бытовые задачи.
Контакт с природой снижает тревожность, повышает концентрацию внимания и улучшает настроение. Дети становятся устойчивее к стрессу и приобретают чувство собственного достоинства через преодоление трудностей.
— Не обязательно же уезжать далеко и забираться высоко, чтобы развить ребенка?
— Путешествия по родному краю — это возможность увидеть привычное с новой стороны, открыть местную историю, культуру и природу. Прогулка по местам, описанным на страницах учебников, или взгляд своими глазами на животных, о которых говорят учителя, повышает учебную мотивацию.
Такие путешествия не только развивают познавательный интерес, но и укрепляют связь с родиной и формируют чувство принадлежности, что важно для психического здоровья и самоидентификации.
